«БОДИСАТТВА»№10


ОБЕТ БОЛЬШОЙ КОЛЕСНИЦЕ

Хо, души живых существ,
Что поднимаются и погружаются
В океане Круговорота Бытия,
Влекомые всевозможными иллюзиями,
Подобными отражению на глади озера...
Да пребудут все они безмятежно в Махаяне -
В безграничной свободе
И абсолютном счастье.
Обращая душу в Четыре
Великих Неизмеримых Состояния,
Я приношу Обет Большой Колеснице!


Лекция СОНШИ из журнала «Махаяна» № 33

«Пять УЗ, привязывающих к Нижним Мирам, и Пять УЗ, привязывающих к Верхним Мирам»

В этом месяце я хотел бы рассказать о работе сознания, характерной для всех миров, кроме Маха Нирваны, а также о мирских желаниях и перевоплощении.
Если использовать буддийский термин, то существуют так называемые Пять УЗ, привязывающих к Нижним Мирам, и Пять УЗ, привязывающих к Верхним Мирам. Как понятно из названия, Пять УЗ, привязывающих к Нижним Мирам, приводят к перевоплощению в Трёх Скверных Мирах, а Пять УЗ, привязывающих к Верхним Мирам, создают условия для перевоплощения в Мире Людей и выше. Программа-минимум для практикующего - это пресечение Пяти УЗ, привязывающих к Нижним Мирам.
Ну, а что это за узы? Это Ошибочный Взгляд на Телесное Существование, Сомнения, Одержимость Обетами и Заповедями, Возбуждение Страсти и Вредоносное Сердце. А сейчас я подробно расскажу о них по очереди.
Первая Уза - Ошибочный .Взгляд на Телесное Существование. Он означает образ мыслей, при котором действия физического тела и движения души принимаются за фиксированные, постоянные. Например: тело - это я; душа не умирает вместе с физическим телом; после смерти душа отправляется на небеса и живёт там вечно. Таким образом, Пять Накоплений рассматриваются как вечные, а это направление, противоположное пути к освобождению Истинного Эго от Пяти Накоплений, которое ведёт к падению вниз. Вторая Уза - Сомнения, что означает, по сути, отрицание Истины. А поскольку Истина - это путь в высокие миры, то её отрицание, несомненно, ведёт вниз.
Третья - Одержимость Обетами и Заповедями. Это захваченность заповедями, не являющимися Истиной, или захваченность обетами, не являющимися Истиной. Поскольку в этом случае решаешь, что не будешь делать то, что следует делать, а также даешь обет, что будешь делать то, что делать нельзя, это, безусловно, означает тенденцию падения.
Четвёртая - Возбуждение Страсти - является мирским желанием, создающим связь с Миром Голодных Духов, а пятая, Вредоносное Сердце, - это мирское желание, связывающее с Миром Ада. Так как вы хорошо их знаете, я не стану останавливаться на них подробно. Когда вы пресечёте Пять УЗ, привязывающих к Нижним Мирам, вы пресечёте путь в Три Скверных Мира и, если удастся, сможете отъединиться и от Мира Страстей.
Далее я разъясню путь подъёма. В буддийской терминологии этот путь подъёма называется Пять УЗ, привязывающих к Верхним Мирам. Эти Пять УЗ - Захваченность Формой, Захваченность He-Формой, Гордость, Возбуждение и Антимистическая Сила. Объясню подробнее одну за другой.
Во-первых, Захваченность Формой. Это означает привязанность к красивым вещам. Например, к красивому человеку, красивой музыке, красивому пейзажу.
Тут надо обратить внимание вот на что. Есть люди, которые говорят: «Я стремлюсь к красивому человеку противоположного пола, значит, у меня захваченность формой». На самом деле это мирское желание бывает двух видов. Если вы хотите просто находиться вместе с этим красивым человеком противоположного пола, но в вас совершенно отсутствует желание полового контакта, то можно сказать, что это Пристрастие к Форме. Однако если здесь есть стремление к половому контакту, то это является захваченностью сексуальным желанием и Захваченностью Формой это назвать нельзя.
То есть Захваченность Формой означает, что не ищешь подходов к самому объекту, а просто есть жажда красоты объекта. Это становится причиной перевоплощения в Мире Форм. Второе - Захваченность He-Формой. Наверное, и вы имели подобный опыт, когда после крепкого сна, в котором вы не видели ни одного сновидения, вы пробуждаетесь, чувствуя свежесть и бодрость. Это Захваченность He-Формой. И она становится причиной перевоплощения в Мире Без Форм.
Третье - Гордость, которая указывает на работу сознания, удовлетворённого собственным состоянием. Это работа души, считающая хорошим состояние, когда только лишь усердно пользуешься заслугами, накопленными до сих пор. При такой работе души в зависимости от других условий мир следующего перевоплощения будет различаться.
Например, если остались желания, происходит перевоплощение в Мире Небес. Если эта уза сочетается с Захваченностью Формой, то перевоплощение будет на Небесах Пречистых Обитателей. Однако так как удовлетворяешься нынешним состоянием, перевоплощения в Маха Нирване не происходит.
Четвёртое - Возбуждение. В сущности, это состояние надежд и фантазий. Это является причиной, которая поднимает человека вверх.
Пятое - Антимистическая Сила, которая означает работу сознания, признающую существование Трёх Гун. Говоря иначе, это привязанность к бытию. Уничтожив эту Антимистическую Силу, можно достичь Маха Нирваны.
Я хочу, чтобы вы пресекли Пять УЗ, привязывающих к Нижним Мирам, затем в этой жизни, насколько возможно, пресекли бы Пять УЗ, привязывающих к Верхним Мирам, и сделали ещё хотя бы один шаг на пути к Маха Нирване.
Онари Тонари Вибам.

Лекция СОНШИ из журнала «Махаяна»

Путь, который могут пройти только те, кто овладел верой и заповедями

Вам, вероятно, известны 13 ступеней веры? Вера, разумеется, включает в себя обретение её плода. Порядок их расположения, в зависимости от силы веры, таков. Вера обретения Великого Разрушения Мирских Желаний в Этом Мире, вера Великого Полного Разрушения Мирских Желаний, вера обретения Полного Разрушения Мирских Желаний в Промежуточном Состоянии, вера обретения Полного Разрушения Мирских Желаний через Уменьшение, вера обретения Полного Разрушения Мирских Желаний при Отсутствии Сформированного Опыта и при Обретении Плодов Заслуг, вера Полного Разрушения Мирских Желаний благодаря практике Истины при Наличии Сформированного Опыта в Мире Форм, вера для становления Идущим Вверх по Потоку, вера обретения Лишь Однократного Возвращения в Мир Страстей, вера для становления Носителем Одного Семени, вера Перерождающегося из Одного Добродетельного Дома в Другой, вера Перерождающегося Вплоть до Семи Раз, вера Следующего Закону, вера Следующего Вере.
Поскольку достигшие Махамудры в «АУМ» являются архатами, они, естественно, должны обладать наивысшей верой обретения Великого Полного Разрушения Мирских Желаний в Этом Мире. Такова вера М.М., совершившего достижение Махамудры всего за три дня. Для людей, которые лишь смутно понимают слово «вера», я хочу вкратце написать, что же это такое.
Вера - это твёрдо верить, что гуру - достигший Освобождения, гуру - наивысший человек, освобождающий от страданий, гуру ведёт учеников в высшие миры и обладает силой, чтобы дать им Освобождение; твёрдо верить в то, что «АУМ» -это Истина и опыт тайши «АУМ» - Истина. А в качестве доказательства веры нужно совершать Моление, Поклонение, Превознесение, практику Жертвования и Бескорыстного Служения, а также в совершенстве соблюдать разрешающие и запрещающие заповеди.
Те, кто имеет сильную веру, разумеется, искренне и изо всех сил практикуют это учение. И поэтому, если данное учение является Истиной, их мирские желания всё более и более ослабляются. И в конце концов гуру с помощью мистических способностей устраняет оставшееся некоторое количество грязи мирских желаний, и тогда с лёгкостью происходит достижение Махамудры. То есть если здесь есть ученик, который в своей повседневной деятельности на сто процентов воплощает сказанное гуру в жизнь, то Достижение придёт само собой.
Но когда я смотрю на деятельность нынешних монахов и верующих, то глубоко чувствую слабость вашей веры. А это становится большим минусом для вашего собственного преобразования.
Человек обязательно умрёт. Человек обязательно будет болеть. В человеческой жизни возникает бесчисленное количество страданий и беспокойств. Человек обязательно состарится. Я хочу, чтобы вы осознали это и, решая каждую из этих проблем на основе сильной веры, преобразовали бы самих себя.
И для этого тоже совершайте Моление, Поклонение, Превознесение, практику Жертвования и Бескорыстного Служения, а также в совершенстве соблюдайте разрешающие и запрещающие заповеди. И тогда, как и у М.М., ваши мирские желания ослабнут, и в этот момент я сам смогу привести вас в мир света.
Кстати, выше веры находится приверженность, о которой в «Агама-сутре» проповедуется так: «Будьте привержены Трём Драгоценностям: Будде, Закону и Санге». Однако в «Большом собрании сутр южной традиции» это не так. Там говорится только о превознесении Будды. Почему же?
А это потому, что и Закон, и монахи находятся под влиянием эпохи, и есть опасность, что они отдалятся от Истины. И я тоже хочу оставить в качестве объекта веры и приверженности только будду.
Однако в «АУМ» в настоящее время я существую как будда и как гуру. И вместе со мной есть Закон (учение «АУМ») и монахи (самана). Так что не стоит и говорить, что они тоже являются Истиной и становятся объектами веры и приверженности.

Специальный выпуск

Старение: страдание и способ его преодоления

(из журнала «Махания», январский выпуск 1991 года)

«Ненавистная, достойная сострадания старость!
Старость, делающая всё безобразным!
И вид, столь услаждавший душу,
Из-за старости разрушается.
Даже если кто-то и живёт сто лет -
он всё равно идёт к старости.
Старости не может избежать никто, она разрушает всё.
(«Индрия-саньютта». - «Старость». - Книга 5)

Непостоянство формы-внешности

Человек неизбежно стареет... Многие ли по-настоящему признают этот очевидный факт? Молодые люди, да и те, кто уже в годах, наверное, думают: «Я ещё молод и до старости мне далеко». По данным статистики лишь 50% пожилых людей в возрасте после 70 признают себя старыми, хотя до этого такая мысль приходила к 80% из них. Другими словами, большинство людей мало-помалу начинают замечать, что они постарели, только после 70 лет. Притом, оставшиеся 20% даже в таком возрасте не признают, что состарились.
Но давайте задумаемся: с самого рождения всем людям, приходится медленно, но верно стареть, двигаясь от рождения к смерти. Даже если вы молоды и гордитесь сейчас своим здоровым и прекрасным телом, тем не менее оно стареет постоянно, шаг за шагом, с каждым передвижением секундной стрелки часов.
Например, способность глаза к аккомодации (приспособление линзы хрусталика к рассматриванию предметов на различных расстояниях) начинает снижаться с десятилетнего возраста.
Более того, интеллектуальное развитие достигает максимума в 20-25 лет, после чего интеллект постепенно ослабевает. Старение начинается неожиданно рано и происходит так, что вы этого даже не замечаете вначале. Но с течением времени ваша гладкая кожа покрывается морщинами, темные и густые волосы седеют, вы сгибаетесь, ваши глаза тускнеют и так далее. Когда-нибудь это обязательно должно случиться. Или, говоря точнее, вы стареете уже прямо сейчас, в этот самый момент.

Погоня за удовольствиями.

Люди, которых сносит информационный поток Богатая послевоенная жизнь и удивительное развитие медицинских технологий принесли людям преимущества «долголетия». Как результат, в распоряжении людей оказалось необычно много времени, после того как они заканчивают свою трудовую деятельность и уходят на пенсию. Люди называют это «новым стартом», «новой жизнью» и т.п. Что они думают об этом оставшемся времени и как они его проводят?
В выходные дни можно часто наблюдать, как на площадках или насыпях старики играют в японский крокет или же занимаются в кружках по интересам в культурных центрах. Сейчас в Японии количество людей, которым за 65, составляет примерно 14 290 000 . Это примерно 11,4 % от общего количества населения (данные опубликованы «Агентством по общим делам» в 1989 году). Более того, считается, что число пожилых людей в 1998 году достигнет двадцати миллионов. Скорость роста числа пожилых людей составила 5%, что на 2% выше аналогичных показателей для развивающихся стран, переживающих демографический взрыв.
Быстрый рост численности пожилого населения сопровождается созданием телепрограмм и фильмов об их проблемах. И они пользуются успехом. В книжных магазинах и библиотеках также можно обнаружить постоянно растущее число книг о старении. В них идёт речь об отношении современных людей к старости. Разрешите представить вам выдержки из нескольких работ.
«Многие люди рассматривают старение как термин, означающий «конец жизни», но я, наоборот, думаю, что этим стоит хвастаться...
Старение - это годичные кольца жизни, плод жизни. Пожилые люди превосходны. На своем пути к пожилому возрасту они получили разнообразный опыт и обрели жизненную сноровку. И вот они свободны от обязательств и воспитания детей. Пожилым людям нужно позволить со смыслом, без ограничений и с гордостью наслаждаться остатком своей жизни. Мы должны произносить слово «старость» с уважением».

(Минэкадзу Ватада «Рекомендации по женитьбе в позднем возрасте. Поиск счастья в пожилом возрасте при средней продолжительности жизни 80 лет». - Издательство Судзуки)

«Перед тем как поддаться скуке - отправляйтесь путешествовать по миру»
«Наслаждайтесь едой»
«Именно стремление к наслаждению является доказательством жизни» «Не забывайте получать удовольствие от покупок»
«Увлекайтесь красивой одеждой»
«Живите как хочется, умрите в одно мгновение»
(Названия глав книги Чу Юнг Хана.
«Будьте активны до смерти».
Издательство Дзицугэно Нихонся)

«К тем, у кого не осталось желания вкусно поесть, приближается время, когда они покинут этот мир. (...)
В пословице говорится: «Остерегайтесь ненависти к еде». И если ваше желание поесть уменьшилось, это означает, что близок ваш конец. Если вы не хотите, чтобы это с вами произошло, проявите рвение в поисках вкусной еды, не жалейте времени».
«Жизнь такова, что мы иногда работаем без передышки, забыв о еде и сне, чтобы иметь как можно больше денег, но столь же важна для нас и другая сторона жизни - когда мы ощущаем пищу, приятную для нашего вкуса, или когда наш взор очарован прекрасными девушками, или когда мы выбираем, что бы нам сегодня надеть. Конечно, в зависимости от индивидуальности человека, каждый делает разный акцент на чём-то одном. Но если вы не хотите состариться, вам следует быть внимательными даже к булавке для галстука».
(Из той же книги Чу Юнг Хана)
В обеих книгах говорится о том, что старение - это вовсе не повод для сожаления, а скорее причина, чтобы наконец начать наслаждаться жизнью, поскольку у тех, кто раньше был занят на работе, теперь появится много свободного времени, которое они смогут тратить как им угодно. В этих книгах также говорится, что пожилым людям следует жить так, как им хочется, не пренебрегая удовольствиями. Кстати говоря, сообщается, что это и есть способ не стареть и прожить здоровую, долгую и счастливую жизнь, наслаждаясь всеми пятью чувствами -зрением, вкусом, слухом, обонянием и осязанием, - а также удовлетворяя все свои желания.

Авторы этих книг настойчиво говорят о необходимости поиска удовольствий пожилыми людьми.
Большинство пожилых людей имеют свой взгляд на то, какой должна быть «идеальная старость», этот взгляд сложился большей частью под воздействием средств массовой информации. И он заключается в следующем: оба - и супруг, и супруга - здоровы, их экономическое положение стабильно, они живут с детьми и внуками и ведут активную жизнь, имея свои собственные цели. Если же один из супругов заболеет, состарится или потеряет способность двигаться в результате болезни, то он хотел бы, чтобы о нём заботились дети и чтобы он скончался у себя дома в окружении оплакивающих его смерть домочадцев. Некоторые пожилые люди находят удовольствие в путешествиях, некоторые - в покупке деликатесов, другие - в занятиях в художественных кружках, вокальных кружках и так далее. Но все они видят смысл жизни в поисках удовольствий. Но сколько пожилых людей в действительности удовлетворены таким положением вещей? И правильно ли на самом деле жить, когда все стремления связаны только лишь с поиском удовольствий?

Что говорится о старости в сутрах

2500 лет назад жило много святых, в том числе и Будда Сакьямуни, который разрушил все мирские желания в результате правильной практики, основанной на Истине, и достиг Просветления. Что же думали о старости эти святые?
В буддизме проповедуется, что никто не может избежать старения и что тело, подверженное изменениям, является причиной страданий. В буддийских писаниях есть множество текстов о старости.
Приведём здесь некоторые отрывки из палийского канона.
«- Это странно, Преподобный Учитель. Это необычно, Преподобный Учитель. Преподобный Учитель, цвет кожи Будды не чист и не прекрасен, она увяла и покрылась морщинами, тело согнулось, что-то случилось с органами чувств: глазами, ушами, носом, языком и осязанием.
- Ананда, вот так против молодости действует закон старения, против здоровья действует закон болезни, и закон смерти действует против жизни. И цвет кожи не чист и не прекрасен, она увяла и покрылась морщинами, тело согнулось, что-то случилось с органами чувств: глазами, ушами, носом, языком и осязанием.» («Индрия-саньютто». - «Старость». - Книга 5)
Таким образом, даже всё превзошедший Будда не смог избежать старения, пока обладал физическим телом в этом Мире Явлений. Святые прошлого правильным образом рассматривали этот факт и принимали его таким, как он есть, не обманываясь.
Далее мы находим в буддийских писаниях много описаний того, как человек, признав факт неизбежности старения и осознав бренность тела, становился монахом, достигал Просветления и становился Душой, Достойной Пожертвования (архатом).
Среди учеников Сакьямуни была выдающаяся биккуни по имени Кхема. При помощи сверхъестественных сил Сакьямуни создал прелестную девушку и показал Кхеме, жене короля Бимбисары, которая гордилась своей молодостью и красотой, что такое старение.
Увидев собственными глазами, что такое человеческое старение, она произнесла такие стихи:
«Она (созданная Буддой красавица) начала внезапно стареть. Её тело увяло, черты лица изменились, зубы выпали, волосы поседели, изо рта стала капать слюна, голос охрип, глаза стали белёсыми, уши усохли. Из тела начала сочиться отвратительная жидкость, расползлись морщины, тело согнулось и ей пришлось опереться на палку, ребра выпятились, тело её иссохло, а затем, затрясшись, она упала и начала издавать тяжелые хрипы.
Здесь я испытала самый жуткий страх в своей жизни, от которого даже волоски на моём теле встали дыбом. До чего отвратительны эти грязные тела, в которых глупцы находят удовольствие! В это мгновение тот, кто обладает великим состраданием, увидел ужас в моей душе и, возрадовавшись, произнёс следующие строфы:
«Кхема, посмотри на больное, грязное и разлагающееся тело.
Посмотри на тело, полное пота и слизи, в котором глупцы находят удовольствие.
В самом деле, те, кто отъединились от него и не надеются на него, оставят желания и покинут мирскую жизнь».
После этого она раскаялась Будде Сакьямуни в наслаждении физическим телом и, став монахиней, вступила на путь духовной практики. Через семь месяцев она достигла уровня ар-хата. Младшего брата Сарипутты, Ревату Кхадираванию, мать задумала женить в возрасте семи лет, поскольку хотела удержать по крайней мере его, так как все остальные её сыновья оставили дом, чтобы стать учениками Сакьямуни. В день своей свадьбы он услышал слова родственницы, которая поздравляла его с женитьбой и желала невесте прожить так же долго, как и её бабушка. Он отправился, чтобы взглянуть на пожилую женщину, и нашёл всевозможные признаки старости на 120-летнем теле. Увидев это, он осознал, что и его жена также подвержена закону старения, и она когда-нибудь состарится и станет такой же. Тогда по дороге домой он сбежал со свадебной церемонии и ушёл в монахи. Спустя некоторое время он достиг уровня архата.
Кхема и Ревата Кхадиравания убедились в неизбежности старения человека и полностью осознали вытекающие из него непостоянство и страдание. Для этих людей старение явилось причиной, которая привела их к осознанию факта непостоянства всего и побудила начать духовную практику.
Даже более того, Амбапали, знаменитая куртизанка того времени, славившаяся своей красотой, сочинила такие строки:
Мягки были мои волосы, как пчелиный воск,
Обрамлённые вьющимися локонами.
Из-за старости они теперь похожи на пеньку или кору. В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Украшенная золотом, тесёмками,
источающая нежный аромат,
Прекрасно смотрелась моя головка, -
С приходом старости стала плешивой она.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Большими и тёмными были мои глаза,
Как сокровище мани ярко блистали;
К старости они стали мутными,
потеряли они свою красоту;
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
В цвете молодости мой нос был хорош,
Его пропорции были совершенны,
он был длинен и изящен;
Из-за старости он выглядит, будто его укоротили;
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Раньше мои зубы были красивы,
Цветом были подобны бутону банана,
Из-за старости одни выпали,
другие стали желты как ячмень.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Сладко пела я, как птичка кокила,
Что в стае по роще летает;
Из-за старости мое пение стало прерывистым.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Прекрасно выглядели раньше мои мягкие руки, Украшенные золотыми кольцами;
Из-за старости они стали точно корешки.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Раньше мои груди были очень красивы.
Полные, круглые, сладострастные, вздымающиеся.
Теперь они болтаются как бурдюки без воды.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Раньше моё тело выглядело прекрасно.
Как хорошо отполированный лист золота;
Сейчас оно сплошь покрыто тонкими морщинами.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Прекрасны раньше были мои ноги,
Гибкие, украшенные золотыми кольцами,
Теперь из-за старости они похожи на стебли кунжута.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Раньше обе мои ступни были прекрасны,
Словно они наполнены хлопковыми волокнами;
Теперь из-за старости они все в морщинах.
В словах гласящего Истину не было лжи.
(...)
Вот как дряхлеет это сложное сооружение - тело,
Обитель множества болезней,
Оно подобно дому с облупившейся краской.
В словах гласящего Истину не было лжи.
«Тхеригата», 252-270
Таким образом Амбапали проповедовала о непостоянстве тела, описав в стихах процесс старения своего собственного прекрасного тела.


Продолжение.

Лекции для Стократной Фиксации.
На главную страницу.
Hosted by uCoz