О мудрости и интеллекте

О мудрости и интеллекте

...Иначе говоря, если бы нам было суждено переродиться в мирах, расположенных выше Мира Людей, то в нашем мире мы бы уже стали свидетелями многочисленных проявлений Мудрости или Заслуг.

29.01.1994 г. в 4-ом Сатьяне


Хотелось бы поговорить о том, как отражается мудрость и интеллект практикующих на их деятельности. Этот вопрос, очевидно, важен и очень странно, что до сих пор российские практикующие не уделяли ему должного внимания.
Прежде всего, давайте определимся с понятиями «знание», «мудрость» и «интеллект».
…знание есть данные, а именно внешние данные. Интеллект есть способность умело обращаться с этими внешними данными, владеть ими. Наконец, мудрость – это коренные данные, которые невозможно почерпнуть из имеющейся информации, которые информацию превосходят. Можно сказать, это сущностные данные.
Что это все означает? Если у нас есть знание, то способность его умело использовать, например способность управляться с делами и прочее, как раз и есть тот случай, который относится к категории ума, точнее, интеллекта. Сколько бы ни было знаний, если способности человека низки, он не может эти знания использовать в полной мере. Но пусть некто способен задействовать свой интеллект в пределах собственных знаний, – всё же, мудрость превосходит рамки знания.
Вы понимаете, о чем идет речь? А? Вот почему, например, так называемая «зубрежка» – это накопление знаний; так называемый «талант» – это человек с высокими умственными способностями, человек высокого ума; так называемый «гений» – это тот, кто превосходит других в мудрости. И еще: в современном образовании и воспитании существует интеллектуальное воспитание, воспитание ума, но отсутствует духовная практика совершенствования мудрости.

05.11.1989 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


...знания как таковые есть данные, которые предоставляет некто третий, включая в них и загрязнения своего сознания, и естественно, что в этом случае приходится принимать и положительные для себя моменты, и недостатки, дефекты. Другое дело, когда на явления смотрят, основываясь на мудрости.

02.03.1991 г, в зале для практики в филиале в Киото


Вообще, наши души облеплены – к ним пристали различные мирские желания, например ненависть, жадность, невежество, или еще половое влечение, влечение к еде, гордость, самоуничижение, жажда власти, или еще стремление к удовлетворению через исполнение различных желаний. Состояние, когда эти и другие «цвета» один за другим стерты, и, далее, состояние, доведенное до прозрачности, предельное видение явлений в таком состоянии, – вот что такое мудрость.

02.03.1991 г, в зале для практики в филиале в Киото


Что такое мудрость? Вот, например, у нас есть Три Гуны.
Мудрость – это состояние Истинного Эго, когда оно в точности понимает, приводят ли вас эти Три Гуны к страданиям или они приводят к счастью. Или, по учению буддизма, можно, наверное, сказать, что это глубокое и прозрачное состояние сознания. И то и другое – одно и то же состояние. Оно называется мудростью.

21.08.1988 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


По моим наблюдениям, мало кто уделяет внимание практике Джняна-Йоги. К каким результатам это приводит? В основном, к непроизводительным затратам. Бессмысленно (или недостаточно эффективно) тратятся время и деньги. Это относится к любой области деятельности практикующих.
Часто бывает полезно просто потратить на десять минут больше времени на размышления, чтобы сэкономить в будущем несколько часов (а иногда и несколько дней) времени. Иногда, поразмышляв ненадолго больше, можно отказаться от бесперспективной идеи и не тратить впустую ни время, ни деньги, требующиеся на ее воплощение. Иногда бывает полезно потратить лишние пять минут на то, чтобы подумать, как сделать что-то, потратив на это дело меньше денег.
Конечно, если Заслуг недостаточно, нам вряд ли встретятся особенно дешевые либо бесплатные варианты для закупок необходимых для нашей деятельности вещей. Но Заслуги наши уйдут впустую если, обладая ими, не заниматься обдумыванием в достаточной степени.
Так что тем, кто занимается деятельностью по Спасению совершенно необходимо практиковать Джняна-Йогу. Если же вы кем-то руководите, то недостаток мудрости и интеллекта приведет к тому, что ваши подчиненные будут заниматься бессмысленной деятельностью, понапрасну теряя Заслуги и энергию. Подумайте, как эта карма вернется к вам. И напротив, если у руководителя достаточно мудрости и интеллекта, группа, возглавляемая им, добьется наилучших результатов либо потратит на это минимум времени. Если же вы проводите семинары для верующих, то обладая Мудростью, вы выберете для них наилучшую практику. Можно сказать, что, не обладая Мудростью, просто опасно браться за руководство.
Мудрость помогает преодолевать множество страдайний в повседневной жизни: те страдания, которые существуют в этом Мире Явлений, обладающий мудростью человек также может правильно наблюдать, анализировать, взвешивать, познавать досконально и, благодаря этому, превзойти страдание.

07.04.1992 г. во 2-ом Сатьяне


А поможет ли нам практика Джняна-Йоги для продвижения в личной практике?
Вот что говорит об этом Сонши:
К примеру, можно сказать, что человек, обладающий мудростью в Мире Явлений, уже находится ближе к Освобождению. Например, если в своей работе столяра или в своей повседневной жизни человек будет жить, непрерывно заботясь о том, как бы сделать разумней, как бы сделать красивее, как бы сделать поточнее и правильнее, – уже тогда его мудрость будет прогрессировать.

21.08.1988 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


Освобождение можно определить как прогресс интеллекта и прогресс мудрости.

05.10.1988 г в зале для практики в Главном центре на Фудзи


Вы – мои сыновья и дочери, поэтому необходимо, чтобы в вас присутствовал настрой: «Я веду практику, доводящую до блеска мою мудрость, совершенствую свою душу посреди повседневной жизни!» Если в вас его не будет, лучше бросить жизнь самана.

05.11.1989 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


...тот, кто действует мудро в Мире Явлений, будет действовать мудро и в мире нематериальном.

21.08.1988 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


И еще: благодаря мудрости такой человек превращает то, что в общем кажется плохой кармой, в хорошую карму или даже не приближается к тому, что, являясь плохой кармой, выглядит в целом как хорошая карма. Ведь так?

02.04.1992 г во 2-ом Сатьяне


О пользе Джняна-Йоги в личной практике Сонши говорил неоднократно и это естественно, ведь, обладая Мудростью и способностями к анализу, практикующий:
– понимает, какие пагубные желания его одолевают в данный момент и что нужно практиковать для их преодоления;
– ценит свое рождение человеком и шанс практиковать Истину;
– знает, как лучше жертвовать Истину конкретным людям;
– понимает глубокий смысл различных практик и занимается ими с большой пользой;
– не сходит с ума при достижении Кундалини-Йоги (см. книгу «Инициация»);
– учитывая вышесказанное, быстрее всех приходит к Освобождению;
– понимает, какой опыт в практике для него будет ценным, а какой – нет.
Представим себе людей двух типов: один – который в повседневной жизни понимает: «Это для меня – неправильное мышление о вещах, а это – правильное для меня мышление о вещах», и второй – человек, не понимающий, что для него есть правильный образ мышления, а что для него есть неправильный образ мышления. Возьмем человека, который не может этого понять в Мире Явлений, даже в своей собственной повседневной жизни. Поймет ли он в мире «нереального», в мире – если говорить с точки зрения опыта – еще не очень-то им испытанном, поймет ли он: «Это опыт, который пойдет мне на пользу. А это – опыт, который мне пользы не принесет»? Как по-вашему?

21.08.1988 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


Допустим, прочитав эту заметку до сих пор, вы решили уделить серьезное внимание практике Джняна-Йоги. Но как ей заниматься? Сонши почти не оставил конкретных указаний по этому виду практики… Рассмотрим такой отрывок из лекции Сонши:
Представим себе человека, который изо всех сил вбивает себе в голову содержание школьных занятий и становится отличником. А второй, может, и уступает немного первому в способности к учебе, но имеет, например, обыкновение решать задачи, раздумывая над ними и изучая их в полной мере. Первый, наверное, поступит в первоклассный университет, а затем придет в первоклассную фирму. Второй же, может быть, и не поступит в первоклассный университет, но, как минимум, в отношении сферы пережитого им самим он будет обладать абсолютной уверенностью. И если разбираться в мировой истории, то и Эдисон, и Ньютон, и Эйнштейн – все они были людьми этого самого второго типа.

02.03.1991 г, в зале для практики в филиале в Киото


Видимо, здесь ключевые слова – «изучая в полной мере». Если перед вами стоит какая-то задача, задайтесь целью не просто решить её, но решить наилучшим способом, так, что было бы невозможно найти более прекрасное решение, чем ваше. Все мои знакомые, которые, очевидно, в некоторой степени мудры, сталкиваясь с конкретной проблемой, решают её, рассматривая со множества сторон, выдвигая множество идей, порой неординарных. Неординарные идеи не появляются просто так, «из ниоткуда». Они – плод продолжительной концентрации и способности рассматривать большое количество (большее, чем в случае обычных людей) факторов и условий, связанных с проблемой. Посмотрите, какой отрывок попался мне в одной из лекций Сонши после того, как я написал этот абзац:
Знания входят в вас, даже если просто читать книги. Но для того чтобы пользоваться ими так же, как собственными руками и ногами, чтобы использовать их в качестве интеллекта, нужен еще один момент: нужно их обработать. А что для этого необходимо?
Наверное, способность строить предположения, выносить суждения, способность концентрироваться. Для того же, чтобы обрести данные о чем-то за пределами собственного знания, нет, чтобы обрести подлинные совершенно полные данные обо всем, не существует ничего, кроме совершенствования мудрости.
А для этого, прежде всего, необходимо уметь упорно и последовательно заниматься длительной концентрацией. И еще необходимо уметь размышлять в течение этого длительного промежутка концентрации. Вообще же, если говорить об уровнях, по-моему, порядок их расположения таков: знание, интеллект, мудрость. И те, кто обладает мудростью, используют обладающих умом, а те, кто обладает умом, – тех, кто обладает знанием.

05.11.1989 г. в зале для практики в Главном центре на Фудзи


В заключение позвольте привести еще несколько отрывков из лекций Сонши, где он дает намеки на метод практики Джняна-Йоги.
Для того чтобы овладеть мудростью, самым подходящим способом духовной практики, способом, быстрее всего позволяющим мудрости проявиться, является практика Четырех Основ Исполнения Задуманного. Итак, что такое Четыре Основы Исполнения Задуманного? Это Решимость, Целеустремленность, Размышление, Мудрое Наблюдение.

02.03.1991 г, в зале для практики в филиале в Киото


Наконец, четвертое – оглянуться на свою духовную практику и обдумать ее, опираясь на писания. Поразмыслить, например: «Я в самом деле вел и веду практику трех категорий, но вот в духовную практику еще на один шаг более высокого уровня я пока не погрузился. А почему так происходит? Потому что, например, во мне существует привязанность». Или так: «Мое дело идет до настоящего дня с некоторым успехом, но, по-моему, не хватает некоего прорыва еще на шаг вперед. А это происходит из-за того, что мне не хватает широты души, или из-за того, что я не собран».

02.03.1991 г, в зале для практики в филиале в Киото


Во-первых, усмирение мирских желаний в буддийских терминах называется деянием небытия, или же деянием покоя. Благодаря этому можно обрести чистую и прозрачную мудрость, мудрость, подобную отражению в зеркале.

26.08.1990 г . в Главном центре на Фудзи


Точнее, вы замечаете ваши мирские желания, обращаете на них свое внимание, понимаете? Разве не обращаете вы внимание на мирские желания, которых раньше не замечали? Можно сказать по-другому – осознание. А не является ли так называемое «осознание» первым шагом к уничтожению мирских желаний? Ведь так же? А еще, с другой стороны, это самое осознание является фактором – как ни пытайся – неотделимым от повышения вашего интеллекта. Это вам понятно? Это так, потому что вы становитесь способны понять то, чего раньше не понимали…

07.09.1988 г., в зале для практики в Главном центре на Фудзи

Когда возникает какое-то явление ... можно выудить какую-то литературу, считающуюся авторитетной по данному вопросу, и, почерпнув из нее знания, вынести суждение. Это будет вести к росту нашего интеллекта, но никоим образом не к росту мудрости.
И второй вариант – размышлять об этом явлении, размышлять, основываясь на идее непостоянства, или размышлять, основываясь на Любви, или размышлять, основываясь на Сострадании, или размышлять, основываясь на Похвале, или размышлять, основываясь на Святом Сострадании. Человек, ведущий подобного рода тренировку, сможет понять явление, основываясь на Законе Истины, а затем сможет постичь сущность явлений и достичь мудрости.
Ну, и что же будет с первым из этих двоих, с тем, кто оттачивает свой интеллект? В общем случае получится, что он идет путем ученого. А что будет со вторым, который развивает, шлифует свою мудрость? В общем получится, что он идет путем Души, которой Суждено Достичь Истинной Мудрости, или путем Пробудившегося. 10.04.1992 г.,во 2-ом Сатьяне

Благодаря усилиям сознание станет концентрироваться. И как можно больше увеличивайте эту концентрацию. На стадии, когда вы стали способны концентрироваться два, три, четыре часа, хорошо бы проводить размышление о ваших проблемах одной за другой. Далее, именно каждую из новых единиц информации, выходящей на сцену, нет, появляющейся через два, три, четыре часа, можно назвать мудростью. Иначе говоря, не будет преувеличением сказать, что если можешь концентрироваться только где-то три-пять минут или только десять минут, мудрость не появится.

06.11.1989 г. в Главном центре на Фудзи


Марпа

На главную страницу

Hosted by uCoz